Помощники в изменениях


Расскажу вам полезную штуку из книги Р. Хэрриса «ACT: Questions and Answers». Психотерапевт рекомендует тщательно ПРОПИСЫВАТЬ своих «помощников», которые пригодятся на пути любых изменений:

1. GOALS. Цели, основанные на ценностях. Отвечающие на вопросы: какой жизнью я хочу жить, каким человеком я хочу быть.
Это цели, сформулированные в глаголах, и отражающие то, что для меня значимо. Например, у меня в этом году цель – расслабляться даже во время напряжённой работы, и уж тем более, вне её (быть более расслабленным и спокойным человеком).

2. VALUES. Ценности, выраженные в конкретных действиях.
Как я хочу относиться к себе, окружающим, миру? Что хочу делать иначе, больше, меньше? Какие действия хочу начать, а какие остановить?
Я хочу больше расслабляться во время любой деятельности (меньше напрягаться, соответственно) и получать от неё удовольствие. Хочу быть внимательной к себе, когда делаю что-либо.

3. UNHOOKING SKILLS. Навыки «распутывания», которые могут пригодиться во время совершения этих действий.
Это такие навыки, которые помогают заметить мешающие нам мысли и чувства. Например, если я буду пытаться специально замедляться, когда пишу пост (чтобы делать это более осознанно и с удовольствием), в моей голове могут появляться мысли: «Давай быстрее! Напишешь быстро – успеешь сделать ещё 10 дел!». Ну и чувство вины подключится, например. Я могу напомнить себе, что это просто мысли в моей голове, и я не обязана их слушать. А чувство вины я могу принять, и наблюдать его как волну – она приходит и уходит сама собой, мне не обязательно с ней бороться.
Навыки «распутывания» описаны в книгах Р. Хэрриса «Ловушка счастья» и С. Хайеса «Перезагрузи мозг». К этой же категории навыков Хэррис относит самосострадание и все навыки повышения осознанности.

4. ADDITIONAL LIFE SKILLS. Дополнительные, специфические навыки, которые помогут двигаться к цели.
В моём случае стоит осваивать и применять все навыки по релаксации (дыхательные, самовнушения и т.п.). Сюда же относятся: навыки ассертивного поведения, тайм-менеджмента, коммуникативные и многие другие.

Приятно, когда всё «по полочкам»))