Поддерживать, а не спасать


Раньше, когда рядом со мной оказывался человек, которому грустно, который жаловался на какое-то своё страдание – для меня это было пыткой. Потому что:
1. … я с трудом выносила чужую боль и неприятные эмоции;
2. … я считала себя обязанной срочно помочь человеку, решить его проблему, избавить от страданий.

Сейчас я вижу ту же картину в сотнях историй. Клиенты жалуются на то, что их не поддерживают нормально. Клиенты страдают от того, что сами считают себя обязанными спасти страдающих. Потому и решила написать этот пост.
На мой взгляд, здоровая позиция поддерживающего зиждется на всё тех же двух идеях:
1. Человек способен выдержать и прожить свои даже самые неприятные эмоции (особенно, если с ним рядом есть кто-то слушающий). Так что вот прям сразу выдохните. Никто не умрёт, никого не нужно спасать, не надо вызывать скорую. Будьте рядом, внимательно слушайте.

Что прокатывает:
«подтверждать» (валидировать) эмоции и ситуацию другого («Это очень грустно…», «Неприятно…», «Очень тяжёлая (непростая) ситуация»);
если уместно – поглаживание, объятие, держать за руку;
«ага-угу реакции» (кивать, сочувственно угукать);
по ситуации – можно попросить рассказать, что случилось (=проявить внимание к причинам боли другого).

При этом вы можете думать что угодно о реальном положении дел, быть не согласны с позицией человека. Но на этом этапе, когда у него эмоции через край – достаточно выразить сочувствие его боли. Рациональный диалог можно начать позже. Контейнируем эмоции – создаём безопасное пространство, в котором собеседник разместит свою боль.

2. Человек способен сам решить свои проблемы. И это лучше, чем если за него это сделает кто-то другой. Даже если он жалобно стонет: «Ну скажи, что мне делать?». Совершенно уместно сказать следующее: «Я могу сказать только – как бы я поступил на твоём месте. Моё видение совершенно не обязательно правильное и единственно верное. Если тебе подойдёт мой взгляд – я с радостью поделюсь, но только тебе решать, как поступать».

Скажите, что всегда рядом и готовы оказать помощь (лучше уточнять – какую помощь хотел бы получить человек от вас, а не впихивать сразу же то, что вы считаете лучшей помощью).
Так что выдохните. Поверьте, что рядом с вами - полноценный человек, способный справляться со своими эмоциями и проблемами. Может, сейчас он не в порядке, но вообще он – в порядке. Даже если пока сам в это не верит. А вы верьте.
Быть рядом, держать за руку, выражать сочувствие, не пытаясь вырубить боль человека или наставить его на путь истинный, – это ли не проявление уважения к нему и его внутренней силе.
Берегите себя и как слушателя, и как страдающего. В обеих позициях тяжело. Но справиться можно.
 
За новостями и публикациями удобно следить здесь:
Instagram